- Умбанда
Умба́нда, общее название группы афроамериканских синкретических сект в Бразилии. Первая умбандийская группа появилась в 1907. Окончательно Умбанда сформировалась как движение к 1920. Хотя в сектах Умбанды формально признаётся Библия и многие их члены считают себя полноправными католиками, фактически наибольшим авторитетом пользуются устные предания народа йоруба.
Для Умбанды характерен синтез отдельных положений католицизма и верований йоруба. Основным объектом поклонения служат божества йоруба ориша, ассоциируемые с рядом католических святых. В целом этот пантеон близок сантерийскому, однако имеет и свои отличительные черты. Так, умбандисты верят в существование некоего верховного бога, окружённого менее влиятельными божествами как богами йоруба, так и католическими святыми, которые возглавляют армии или фаланги духов (божеств ещё более низкого ранга). Духи делятся на 3 основных класса: духов-божеств, злых духов и душ умерших людей. Сектанты считают, что духи разделены также и на социальные классы. Согласно вероучению Умбанды, для достижения большего успеха в жизни необходимо молиться своему собственному духу, в общих чертах аналогичному христианскому ангелу-хранителю.
Целью культовой практики Умбанды является достижение схождения духов-божеств на людей и установление с ними связи. Практика эта близка к сантерийской (см. Сантерия) или шангоистской (см. Шангоизм). Собрания так называемые сессии милосердия проводятся по воскресным или субботним вечерам жрецами Умбанды «бабалоанами», или «бабалоришами», в специальных помещениях с алтарём, на котором языческие символы соседствуют с католическими. Для достижения схождения на человека духа-божества используется ритуальная африканская музыка. Умбанда состоит из нескольких сотен мелких сект, общее число приверженцев которых достигает 1 млн. человек. Сосредоточены они в основном в Бразилии.
Р. А. Силантьев
Народы и религии мира. - М.: Большая Российская энциклопедия. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. 1998.